Когда вы официально работаете, ваш работодатель платит взносы за сотрудников в Фонд социального страхования. С 1 января 2025 года фонд объединился с ПФР и теперь называется Пенсионный фонд социального страхования Российской Федерации (сокращенно — Соцфонд или ПФР).
Если работник заболел, ему оплачивается больничный лист. Правда, после получения справки из медицинского учреждения. Во многих случаях компания может не платить. Разберитесь, что нужно сделать, чтобы восстановить свои права, и где искать виноватых.
Неоплата больничного листа законна
У работника есть шесть месяцев с момента окончания больничного листа, чтобы предоставить доказательства нетрудоспособности. В течение 10 дней после этого работодатель рассчитывает сумму пособия. Деньги перечисляются в ближайшие дни выплаты зарплаты.
Статья 183 Трудового кодекса определяет гарантии работодателя по сбору и выплате пособий по больничному листу.
Работодатель может иметь право ничего не требовать. В случае с работниками пособия не выплачиваются.
Размер пособия может быть уменьшен, если работник нарушает режим лечения или не записывается на прием к врачу.
Согласно части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не связанных с оплатой труда, юридическим лицам грозит штраф до 50 000 рублей, а одному работнику — до 20 000 рублей.
Планы прямых выплат
Программа Фонда социального страхования изменила порядок выплат. До недавнего времени проект был пилотным и действовал только в некоторых регионах страны. С 1 января 2021 года к проекту присоединились все регионы.
Ранее проект выглядел следующим образом. Работодатели выплачивали страховые взносы, а Фонд получал разницу между суммой страховых взносов и выплаченными пособиями.
Как: работник подает документы работодателю, который в течение пяти дней направляет их в социальный фонд. Фонд принимает решение и переводит деньги непосредственно работнику в течение следующих 10 дней.
ЕБРР переводит деньги на счет или банковскую карту. При этом предоставляются реквизиты, а также справка о нетрудоспособности работника. Если у работника нет карты, фонд отправляется по почте по месту жительства гражданина и высылается по почте.
Первые три дня болезни по-прежнему оплачивает работодатель, остальные — региональное отделение СФО.
Пример. Сотрудник приносит на работу справку об импотенции 6 октября. До 16 числа бухгалтер рассчитывает пособие за первые три дня болезни. Обычные сроки перечисления заработной платы — 10 и 25 числа месяца. Работник получает выплату работодателю (за первые три дня болезни) до 25 октября. В то же время в течение пяти дней после получения сертификата работодатель уведомляет FIS и предоставляет информацию о стаже и заработке работника. Затем, после получения информации, у EFKA есть 10 дней, чтобы произвести выплату заработка. Сотрудник получает выплату в течение 15 дней.
Напомним, что требовать оплаты справки об импотенции могут только сотрудники, работающие по трудовому договору. Это правило не распространяется на гражданско-правовые договоры (ГПД).
Работники имеют право на компенсацию больничного листа в течение 30 дней после увольнения. Правила должны быть соблюдены.
Граждане могут обратиться в территориальный орган СФР, если компания больше не существует или является неплатежеспособной.
Работодатель.
Первый шаг — подача заявления работодателю. Сделайте две копии документа, одну возьмите с собой в приемную.
Поскольку вид обращения не регламентирован, жалоба составляется в свободной форме. В «голове» документа необходимо определить информацию и сведения о работодателе. Излагайте жалобу кратко, без использования неловких или оскорбительных фраз.
Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации
Государственные органы выступают в качестве страховых компаний и обязаны защищать права страхователей, то есть сотрудников компании.
Трудовые инспекции
Государственная инспекция труда — это региональная отрасль Федеральной службы по труду и занятости. Ее задача — следить за отношениями между работодателями и работниками. Если права нарушаются, трудовой инспектор может провести проверку и выдать рецепт.
Существует несколько способов подать жалобу:
Обычный срок рассмотрения обращений, поступивших в государственные органы, составляет 30 дней. При необходимости он может быть продлен еще на 30 дней.
Пример. Житель Нижнего Новгорода обратился в трудовую инспекцию после того, как не получил справку об оплате от своего работодателя — «Почты России». Компания не оплатила первые три дня больничного. Инспектор выдал работодателю предписание и указал срок выплаты компенсации. Почта России» также была оштрафована на 50 000 рублей.
Прокуратура.
Одним из простых способов общения с надзорными органами является отправка электронного обращения через Прокуратуру России https://eppp. genproc. gov. ru/web/gprf/internet-reception.
Однако можно воспользоваться и традиционным вариантом.
Пример. Житель Сергиевского ПОСАДа решил обратиться за помощью в Московскую область. Его предыдущий работодатель не оплатил ему больничный лист в полном объеме. Мужчина 15 лет проработал в управляющей компании и после сердечного приступа был вынужден несколько месяцев находиться в больнице. Представители аппарата омбудсмена помогли гражданину составить письменное заявление, и через неделю компания полностью оплатила его больничный.
Если у вас возникли сложности с обращением к работодателю или в государственные органы, напишите нам. Наши юристы разъяснят вам основные формулировки и подскажут, на какие законодательные акты следует ссылаться.