Управление безопасностью пищевой продукции — одно из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В Роспотребнадзоре действует вертикальная трехуровневая система лабораторного контроля. Это более 800 аккредитованных лабораторий, в том числе международной системы, и 29 научно-исследовательских институтов, оснащенных новейшим высокотехнологичным оборудованием, которые сегодня обеспечивают эффективный и оперативный контроль безопасности пищевых продуктов.
Модернизация лабораторной базы и парка органов уже позволила углубить контроль импортной и отечественной продукции на наличие незадекларированных соединений и загрязнителей окружающей среды в процессе производства.
Создание государственных информационных ресурсов по защите прав потребителей позволяет эффективно контролировать всю цепочку (от производства до потребителя) и одновременно проводить замеры немедленного реагирования на все составляющие Российской Федерации. Производимые продукты питания.
В первом полугодии 2018 года органы Роспотребнадзора исследовали около 1 млн проб пищевых продуктов на соответствие обязательным требованиям.
По результатам лабораторных исследований, проведенных в предыдущем периоде 2018 года, доля проб пищевых продуктов, не соответствующих по микробиологическим показателям, составила 3,7% (1 полугодие 2017 года-4,1%).
При этом доля проб импортной плодоовощной продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (содержание бактерий группы кишечной палочки, патогенных микроорганизмов, плесени и др.), составила 6% (1 полугодие 2017-4%), для импортных фруктов и ягод — 13% (1 полугодие 2017-5%). Только за первое полугодие 2018 года из продажи было изъято более 15 тонн импортных фруктов и ягод.
По сравнению с сезонным поступлением плодоовощной продукции на потребительский рынок Российской Федерации, Роспотребнадзор ужесточил контроль за овощами, фруктами и ягодами.
Принятые Роспотребназлом меры, направленные на предотвращение производства и реализации искаженной пищевой продукции, позволили снизить удельный вес пищевой продукции, не соответствующей натуральным и химическим показателям и показателям идентификации, на 4,0% в 2018г. (за аналогичный период 2017 года).
При этом удельный вес проб импортной молочной продукции, не соответствующей натуральным и химическим показателям, в том числе показателям фальсификации, в первом полугодии 2018 года составил 6%.
По-прежнему высок удельный вес импортной рыбы и рыбной продукции, не соответствующей натуральным и химическим показателям. Более 20 % импортной рыбы содержит избыточное количество гл. препаратов.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в первом полугодии 2018 года, специалисты Роспотребнадзора наложили административные штрафы на общую сумму более 1 млрд рублей за нарушения Санитарного кодекса, защиты прав потребителей и технических регламентов, продажи продуктов питания. Деятельность 2 000 учреждений способствовала совершению административных правонарушений, выдано около 18 000 представлений об устранении причин и условий, выдано около 3 000 предписаний о реализации пищевых продуктов, не соответствующих обязательным требованиям.
Снято с реализации около 600 тонн пищевых продуктов, не соответствующих обязательным требованиям.
Роспотребнадзор продолжает следить за безопасностью пищевых продуктов.
Государственный контроль качества и безопасности пищевых продуктов
Поскольку продукция пищевой промышленности может представлять потенциальную опасность для здоровья человека, государство строго контролирует качество и безопасность этой продукции в соответствии с Федеральным законом № 29-ФЗ от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон № 29-ФЗ). Закон № 29-ФЗ от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» («Закон № 29-ФЗ»). Таким образом, в соответствии с Законом № 29-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 987 было введено в действие «Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» (далее — Постановление № 987). В соответствии с Постановлением № 987 ответственность за контроль и надзор возложена на ü Учреждения и органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Они осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил, нормативов и санитарных требований. ü Учреждения и органы Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Осуществляют государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарных правил, норм и правил по ветеринарно-санитарной экспертизе. ü Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные инспекции. Осуществляет государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии, сертификации соответствия государственным стандартам, государственной инспекции и ее территориальной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Осуществляет государственный контроль за соблюдением государственных стандартов по качеству, упаковке, маркировке, информации о товарах, реализуемых в торговле, качеству услуг, оказываемых в торговле и общественном питании, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг. В общественном питании. ПРИМЕЧАНИЯ! Постановление № 987 выше предусматривает проведение государственной хлебной инспекции в рамках другого контрольного органа — Правительства РФ и его территориальных органов. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 708 от 1 декабря 2004 года «Об отмене государственной проверки хлеба Правительством Российской Федерации» данная проверка была отменена. Таким образом, на сегодняшний день только четыре вышеупомянутых надзорных органа выполняют задачу по надзору и контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Более подробная информация содержится в вопросе,
Вы можете ознакомиться с книгами ЗАО «БКР-Интерком-Аудит» и «Продукты питания: торговля и производство».
Предложите статьи своим коллегам:
Не стоит читать проголосовало 24 человека
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 987 Государственный надзор и контроль за качеством безопасности пищевых продуктов (Изменения и дополнения)
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 Изменен пункт 1
1. принятие государственного надзора в области качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется.
(а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований федерального значения и санитарных требований, установленных нормативными документами:
Пищевая ценность продуктов питания,
Безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерно-косметической продукции, косметики, средств, средств гигиены полости рта и табачных изделий (далее — продукция)
Безопасность разработки, производства и подготовки, хранения, перевозки, реализации и потребления (использования) Продукции,
Безопасность услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и общественного питания,
Условия использования или уничтожения некачественной опасной продукции,
организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение потребления (использования) продукции, предупреждающей заболевания (отравления),
условий и качества питания населения,
(б) в соответствии с принципами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым разрешено осуществлять соответственно федеральный государственный ветеринарный надзор и региональный ветеринарный надзор за соблюдением (ветеринарных) требований.
Ветеринария пищевых продуктов животного происхождения (мясо и мясопродукты, свежее молоко и молочные продукты, яйца и продукты их основной переработки, рыба и рыбопродукты, мед и продукты пчеловодства), продукты пчеловодства),
Ветеринарная безопасность условий поставки, подготовки к производству, переработки, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, перевозки и доставки пищевых продуктов животного происхождения,
Безопасность условий реализации на розничном рынке пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного производства,
Условия использования некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения, включая их использование в качестве корма для животных или их утилизацию.
Организация и проведение ветеринарно-санитарных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику общих болезней животных у животных и человека,
Сертификация пищевых продуктов
Достижения отечественной пищевой сертификации
Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, сертификация пищевой продукции осуществляется по двум видам документов: протокол, подтверждающий лабораторный анализ представленной продукции, и СЕРТ или декларация о полном соответствии утвержденным техническим стандартам. Правила.
Обращаем ваше внимание на то, что опциональная сертификация не может быть заменена обязательной сертификацией в случаях, установленных организацией, так как это дополнительная процедура по желанию производителя и стандартизирована в системе ГОСТ Р. При факультативной сертификации продукции эта процедура может быть проведена только после оформления акта проверки и декларации.
ТР ТС 029/2012 — это регламент, устанавливающий перечень требований к безопасности ароматических материалов, добавок и присадок, используемых в пищевой промышленности.
Декларирование пищевых продуктов в России
Предоставить документацию изготовителя на данную продукцию, а также образцы для проведения лабораторных испытаний.
Производитель получает оригинал протокола с результатами анализа, оригинал условного сертификационного соглашения и аттестат аккредитации.
С точки зрения времени весь процесс с момента подачи заявки до получения оригинала документа должен длиться не более 10 рабочих дней.
Его производство и проверка при сертификации
До разработки и внедрения широкой практики регистрации заявлений на продукты питания органы по сертификации анализировали условия производства. Сегодня эта функция снята — рассматривается только конечный продукт.
Информация, содержащаяся в заявлениях о соответствии
Продолжительность питания.
Регистры продуктов питания с выданными заключениями и сертификатами соответствия.
Эти продукты проверяются ветеринарными лабораториями и вносятся в систему.
Другие виды продуктов питания должны быть задекларированы и иметь сертификат соответствия установленной формы.
Отдельно отметим, что специализированные продукты питания и продукты детского питания, на которые ранее было выдано свидетельство о государственной регистрации, направляются в органы Роспотребнадзора для обязательной государственной регистрации.
Организации, оказывающие услуги общественного питания потребителям, в Российской Федерации не регистрируются. Организации общественного питания, реализующие готовую пищу на месте, такие как столовые, рестораны, пункты быстрого питания, пиццерии и кафе, не подлежат обязательной сертификации, подтверждающей качество и безопасность оказываемых ими услуг.
Проверка подлинности документов и соответствия техническим регламентам
В настоящее время все сертификаты и декларации о соответствии, выданные в электронном виде, регистрируются в Реестре Росаккредитации, который доступен каждому. Проверить документ очень просто. Достаточно ввести данные производителя. Этого достаточно для начала поиска, все остальные поля формы заполнять не нужно. В результате поиска будут найдены данные конкретной организации.
Документирование процесса сертификации
Пакеты документов высылаются в электронном виде и в свободной форме приложения, чтобы можно было ознакомиться с составом и точным перечнем всех товаров и рассчитать примерную стоимость сертификации.
Разработка ТУ для получения сертификационной документации
При сертификации пищевой продукции производители обязаны ссылаться на нормативные стандарты, в соответствии с которыми осуществляется производственный цикл. Для пищевой продукции разработана целая группа ГОСТов. Если продукт готовится не по ГОСТу или если ГОСТа не существует в принципе, разрабатываются технические условия (ТУ).