В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) гражданин вправе вести дело в суде как непосредственно, так и через представителя. Личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь представителя в деле.
Представителем в суде может быть дееспособное лицо, полномочия которого оформлены и надлежащим образом подтверждены (часть 1 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, если дело рассматривается не в мировом или районном суде, представителем может быть адвокат или иное лицо, имеющее высшее юридическое образование или диплом о юридическом образовании по юридической специальности, за исключением случаев применения закона (пункт 2 части 4 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Полномочия адвоката на ведение дела в суде утверждаются постановлением компетентного адвоката. Иные лица, оказывающие юридическую помощь, обязаны представить в суд документы (при необходимости) о наличии высшего юридического образования или ученой степени юриста.
Клиент также имеет право назначить своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Такое заявление может быть сделано устно (с занесением в протокол судебного заседания) или в произвольной форме (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ).
Представитель вправе совершать все процессуальные действия от имени представляемого. Однако некоторые полномочия должны быть прямо предусмотрены в доверенности (часть 1 статьи 54 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Подача и предъявление исков в суд,
полный или частичный отказ от иска, уменьшение размера признания иска, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения,
Передача полномочий другому лицу (перегрузка),
предъявление инкассовых поручений, получение уполномоченных активов или средств.
Судья, следователь, прокурор, помощник судьи, работник аппарата суда могут быть представлены в судебном заседании только в качестве представителей компетентных органов или законных представителей (ст. 51 ГПК РФ).
Права несовершеннолетнего или гражданина, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным, в судебном процессе может осуществлять законный представитель. Такими лицами являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица (части 1 и 3 статьи 52 ГПК РФ), а также лица, находящиеся под надзором других учреждений, в том числе образовательных учреждений, медицинских учреждений, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на эти организации.
Если в гражданском процессе участвует гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, его представителем является лицо, имущество которого передано на доверительное управление (части 2 и 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса РФ). (Российская Федерация).
Законный представитель представляет суду документ, подтверждающий его статус и полномочия (часть 4 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Так, родители ребенка должны представить в суд свидетельство о рождении ребенка, усыновители — свидетельство об усыновлении, а опекун (попечитель) — решение о назначении опекуна (попечителя).
В случае необходимости законный представитель может поручить ведение дела другому лицу по своему выбору при соблюдении определенных условий (пункт 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса).
Конституционный суд разъяснил, когда судебному представителю не требуется юридическая подготовка
Конституционный суд отказал учредителю и управляющему компании в праве представлять компанию в суде на том основании, что он не имеет юридического образования, хотя он был представителем компании в судах низшей инстанции и вместе с ним защищали интересы компании эксперты. Адвокат.
Конституционный суд вынес постановление по жалобе компании и ее исполнительного директора на запрет участвовать в судебном разбирательстве в качестве судебного представителя. Основанием для этого послужило отсутствие у него юридического образования. Суд постановил, что только один из судебных представителей должен быть квалифицированным юристом.
ООО «Александра» подало апелляцию после налоговых споров в первичный и вторичный арбитражные суды. Арбитражный суд Дальневосточного округа отказал Константину Бударину в допуске к участию в судебных заседаниях в качестве представителя ООО «Александра». При этом суд сослался на то, что Бударин не может выступать в качестве законного представителя истца, который исполняет обязанности единоличного исполнительного органа, а не того, кто имеет при нем полномочия представителя. Юридическое образование. В то же время ООО «Александра» отметило, что Будалин является соучредителем и руководителем компании, а значит, глубоко осведомлен об особенностях ее деятельности. Кроме того, в судебных процессах «Александры» участвовали два профессиональных юриста. Компания также отметила, что суды первой и второй инстанций не оспаривали участие Будалина в процессе.
ООО «Александра» и Константин Бударин считают, что четвертая часть статьи 59 § 59 § 61 § 61 § 6 § 63 § 4 § 4 Арбитражного кодекса противоречит Конституции, так как не позволяет учредителям и руководителям ООО представлять свои интересы Статья 4.4.4. В отсутствие юридического образования, в арбитражных судах.
Конституционный суд указал, что Будалин не являлся стороной по рассматриваемому делу, и счел это обращение надлежащим.
Суд указал, что Конституция гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми утвержденными способами, не запрещенными законом, в том числе в суде. Судебные представительные органы призваны обеспечивать право на судебную защиту и оказывать профессиональную юридическую помощь заинтересованным лицам.
В то же время право на судебную защиту не предполагает произвольного выбора методов и процедур, а право на выбор своего представителя для участия в судебном разбирательстве вообще не допускает такого представителя. Законодатель вправе устанавливать критерии выбора судебных представителей, но это не должно нарушать право на судебную защиту.
Ранее ИПК неоднократно указывал на то, что утверждения о том, что судебные представители имеют высшее юридическое образование или юридические степени, не нарушают конституционных прав сторон, поскольку они могут представлять свои интересы самостоятельно. Хотя в целом это верно, но не в полной мере отражает специфику бизнеса и связанных с ним судебных вопросов.
Поскольку организация, в отличие от граждан, по своей природе не может защищать свои интересы в суде без образования.
Оспариваемые заявителем положения статей 59, 61 и 63 АПК закреплены в Федеральном законе № 451-ФЗ от 28 ноября 2018 г. Введением этих норм государство стремилось усилить правовую защиту субъектов права и обеспечить участникам дел профессиональное представительство.
В то же время ИПК подчеркнул, что эти правила не ограничивают право сторон иметь больше представителей в деле. Ситуация, когда один из представителей стороны имеет юридическую квалификацию, а другие представители фактически осведомлены о деятельности организации и могут предоставить суду ценную информацию о ней, отвечает требованиям процессуальной эффективности. Наличие хотя бы одного представителя с высшим юридическим образованием или дипломом юриста не распространяется на остальных представителей.
Разнообразие арбитражных споров приводит к тому, что даже самые опытные юристы не могут нести полную ответственность за каждого, подчеркнули в ИПК. Зачастую необходимую квалификацию обеспечивают неюридическое образование и специальное знакомство с соответствующей сферой деятельности. В таких случаях представители организаций, участвующих в судебных спорах, оказываются менее полезными, чем юристы-специалисты. Кроме того, невозможно или затруднительно привлечь членов организации к участию в деле в качестве свидетелей или экспертов.
В данном случае ООО «Александра» обоснованно полагало, что налоговый спор является не только чисто юридическим вопросом, и стремилось привлечь к судебному разбирательству Константина Будалина, обладавшего ценными бухгалтерскими знаниями. ВС отметил, что его участие в разбирательстве ни в коей мере не подрывало равенство или состязательность сторон, поскольку интересы компании также защищал профессиональный юрист. Поэтому отказ Дальневосточного окружного арбитражного суда в привлечении Будерлина в качестве представителя Александры был необоснованным.
Конституционный суд пришел к выводу, что в правовом смысле статьи 59 § 4, 61 § 4 и 63 § 4 Арбитражного процессуального закона не предполагают запрета на производство в арбитражном суде в отношении указанных лиц. Отношения с организацией — стороной в судебном процессе, если при этом интересы организации представляет адвокат или иное квалифицированное лицо, если это лицо не имеет юридического образования. Эти правила не противоречат Конституции.
Их применение в отношении ООО «Александра» и Константина Бударина является незаконным и подлежит рассмотрению.
лиц, которые не могут представлять свои интересы в суде
Граждане могут обращаться в суд как лично, так и через представителя. Право на ведение дела через представителя принадлежит стороне, сторонам или третьим лицам, участвующим в деле, независимо от наличия у них самостоятельных требований. Личное участие гражданина в судебном процессе не лишает его права быть представленным в судебном процессе.
Лица, которые не могут быть представлены в суде:
Представитель имеет право выполнять все формальности от его имени. Однако представитель не имеет права подписывать исковое заявление, подавать его в суд, передавать спор в арбитражный суд, предъявлять встречный иск, отказываться от иска полностью или частично, уменьшать сумму или утверждать ее. Заявление претензий, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передача полномочий другому лицу (суперприемнику), обжалование решения суда, предъявление исполнительного листа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должны быть прямо выражены. Определяется в доверенности.
Дежурные юристы юридической фирмы «Юлюкс» всегда готовы прийти на помощь: 990-01-85.
Нижегородская улица, дом 29-33, офис 423.
8 (846) 990 01 85; 8 (927) 609 02 16
8 (927) 68 68 141; 8 (917) 126 14 32